На что стоит обращать свое внимание прежде чем покупать какую - либо заинтересовавшую Вас пекарню.
В нашей платформе готового бизнеса публикуется множество объявлений о продаже той или иной пекарни. Помимо этого, часто поступают вопросы от заинтересовавшихся покупателей. На основе этой информации мы смогли выявить на наш взгляд общие, вообще для всего бизнеса розничной торговли, характеристики бизнеса, на которые стоит обращать свое внимание прежде чем непосредственно переходить к переговорам о покупке бизнеса.
Недвижимость, аренда.
Несомненно, основным и важным моментом в любом бизнесе розничной торговли является его локация и пекарня не является исключением. Перед покупкой бизнеса необходимо сформировать для себя наиболее важные ключевые показатели успешного расположения бизнеса, на основе которых потом и необходимо исходит о выгодности покупки пекарни. Но помимо этого важно прояснить моменты того, на каких условиях в данный момент происходит аренда помещения. Обычно арендодатель сдает помещение в аренду только на 11 месяцев, по истечению которого оговариваются новые цены и условия. Нужно лично встретится с собственником помещения, перероверить документы собственности, прояснить моменты того, насколько лоялен собственник помещения к диалогу, если ли вообще в данный момент конфликтные отношения с текущим собственником пекарни. Бывает случаи, что пекарня выставлена на продажу именно по причине того, что сложные взаимоотношения с собственником недвижимости, нет никаких возможностей наращивать прибыль при условии резкого поднятия арендной ставки. Если Вы планируете заниматься бизнесом после покупки довольно длительно время, то желательно делать упор на последующий выкуп помещения в собственность.
Материальное имущество (мебель, оборудование)
Одним из ключевых моментов, которые влияют на конечную стоимость пекарни является материальное имущество. В данном случае, при заключении договора о покупке-продаже бизнеса крайне важно согласовать дополнительное соглашение, в котором будет перечислено все передаваемое оборудование / мебель новому собственнику пекарни. В данном соглашении необходимо явно прописать финансовую ответственность текущего собственника на момент того, что он будет обязан компенсировать заявленную на словах мебель или оборудование которое на самом деле не является собственностью компании. Это происходит довольно часто, так как малый и средний бизнес это участие сразу нескольких соучредителей, причем некоторые их них явно не фигурируют в документах. Могут возникнуть случаи, когда в один день придут партнеры или знакомые бывшего собственника пекарни с требованием забрать какую - либо мебель или оборудование. Встречаются также случаи, что мебель может вообще в принципе принадлежать собственнику арендуемого помещения. Тщательно отнеситесь к этому вопросу, проясните моменты изношенности оборудования. Четкое понимание данного вопроса позволит Вам в будущем при совершении сделки вести переговоры в сторону уменьшения заявленной стоимости бизнеса, аргументируя конкретными фактами.
Финансы.
Сейчас практически весь малый и средний бизнес находится под управлением какой - либо CRM системой, позволяющей полностью отслеживать финансовую картину пекарни, партнерские отношения, договоры и объемы поставок. Иногда по каким либо причинам часть данной информации не доступна. В этом случае можно провести самостоятельно ряд простых действий позволяющих Вам оценить объемы дневной выручки пекарни. Прежде чем вообще вступать в переговоры с собственником бизнеса, необходимо провести самостоятельно контрольные закупки товары в разные дни и часы. Зная разницу в номерах чеках Вы тем самым можете сделать примерную оценку дневной выручки. Важно обратить внимание и на следующий момент. Часто, чтобы подтвердить указанные финансовые данные собственник позволяет сделать тестовый период. Вы можете лично в течении дня стоять возле прилавка и отслеживать трафик клиентов. Но нужно учесть следующий момент, что зная когда Вы будете проводить тесты и в какое время, собственник пекарни может попросту сделать поток тайных покупателей, тем самым создав иллюзию большой дневной выручки. Для того, чтобы понимать все о финансах запрашивайте вообще все выписки о движения на расчетном счете, объемы поставок. Чем сильнее Вы погрузитесь в финансы заинтересовавшей Вас пекарни, тем четче Вы сможете выявлять неучтенные расходы и в конечном счете аргументировано требовать уменьшения стоимости бизнеса. Иногда стоимость бизнеса может быть завышена попросту из - за того, что текущий собственник бизнеса сильно привязан к нему, вложил много сил и денег и тем самым производит оценку стоимости пекарни на основе личных эмоций. Это встречается очень часто.
Бизнес - процессы.
Не секрет, что покупка бизнеса это в грубой форме покупка прав аренды помещения и отлаженных бизнес - процессов. Обычно на собственнике бизнеса завязано очень много организационных моментов, которые в какой степени экономят расходы на заработную плату. Перед покупкой бизнеса необходимо прояснить момент того, на сколько сильно собственник погружен в бизнес, можно ли его текущее участие безболезненно переложить на сотрудников пекарни. Что потребуется выполнять Вам и в каких объемах после приобретения данного бизнеса. Данная оценка бизнеса позволит Вам понять будущие проблемы, финансовые расходы, личную вовлеченность в работу пекарни. Понимая все это Вы опять же сможете играть на конечной стоимости бизнеса, ведя аргументированные переговоры построенные на конкретных фактах.
Персонал.
Сотрудники какого - либо бизнеса это ключевая характеристика бизнеса. Когда происходит смена учредителей компании, то впоследствии непосредственно происходят какие либо изменения в организации рабочих процессов. Бывают случае, что сотрудники работают исключительно из - за высокой лояльности к собственнику бизнеса. Смена руководителя может сказаться на их увольнении. Перед покупкой бизнеса Вам необходимо лично персонально и на едине встретится с каждым сотрудником. Обговорить с ним Ваши планируемые изменения в управлении бизнеса, найти общие взаимные интересы, заручится его поддержкой на длительный период времени. Помните, что даже обычное изменение ценовой политики на кондитерские изделия может повлечь за собой увольнение почти всего персонала, особенно это заметно в индустрии красоты.
Среди людей бытует мнение, что хороший бизнес никто не продает. Это на самом деле неверное, ошибочное понимание бизнеса в целом. Бизнес могут продавать действительно по обычным житейским проблемам, в частности хроническая усталость от ответственности, желании сменить сферу деятельности или вообще переехать в другую страну, не видя для себя дальнейшие перспективы в стране проживания. Продавать бизнес могут даже из-за ошибочной оценки потенциала. Перед покупкой бизнеса необходимо явно спросить у собственника бизнеса о его причине продажи и затем по результатам длительных личных диалогов сопоставить, насколько это действительно так. Вообще бизнес покупается исходя из своих целей, так что порой покупать выгодно даже убыточный бизнес, если Ваша цель в развитии сети пекарен, а хорошие локации уже давно заняты конкурентами.