На что следует обращать свое внимание перед покупкой какого - либо кафе.
В нашей платформе готового бизнеса публикуется большое количество объявлений о продаже кафе из различных регионов и городов страны. Очень часто будущие покупатели бизнеса задают те или иные вопросы, уточняя различные моменты. На основе этой информации мы смогли сформировать на наш взгляд несколько наиболее важные характеристики бизнеса, на которые следует обращать своё внимание, чтобы избежать покупки проблемного бизнеса в сфере общепита.
Недвижимость, аренда.
Традиционно, аренда помещения имеет договор на 11 месяцев, по истечению которого необходимо перезаключать договор с собственником. По этой причине очень велика вероятность того, что могут быть изменения в условиях / обязательствах, в стоимости арендной ставки, что в конечном итоге может привести к тому, что кафе в целом станет убыточным и нерентабельным. Могут быть случаи, что именно по этой причине и продается кафе. Чтобы избежать подобной ошибки, в случае, когда аренда только на 11 месяцев, необходимо лично встретиться с собственником помещения, перепроверить документы собственности, обговорить условия при которых могут быть внесены изменения по арендной ставке. Возможно следует обсудить моменты выкупа помещения в собственность, так как могут быть случаи, когда собственник помещения решит сам заниматься схожим бизнесом. Вопросы локации, наличие клиентов уже нужно рассматривать на втором этапе, лично наблюдая картину трафика.
Материально имущество (оборудование, мебель).
При оформлении договора покупки-продажи кафе, необходимо оформить дополнительный договор, в котором будет перечислено все оборудование и мебель, которое впоследствии будет передано новому собственнику. Почему это важно? Бывают случаи, что при аренде сдается бесплатно какое либо оборудование или мебель, оно может принадлежать собственнику недвижимости, друзьям и знакомым собственника бизнеса. Поэтому явное перечисление списка материального имущества, а также финансовая ответственность по нему позволит Вам в будущем избежать моментов, когда к Вам приходят непонятно кто и требуют забрать, к примеру, кофемашину, столик или шкаф. В данном случае все вопросы будет решать прежний собственник кафе. Необходимо также прояснить моменты насколько текущее оборудование изношено, требует ли оно закупки. Данная информация позволит Вам играть на конечной стоимости бизнеса.
Финансы.
Перед покупкой бизнеса нужно самостоятельно как можно сильно погружаться во всю финансовую картину. В настоящее время, многие предприятия общественного питания работают под какой либо CRM системой, поэтому запросите полностью все финансовые выписки за весь период работы предприятия. Запросите все бухгалтерские документы, чеки из банков, платежи клиентов. Ваша задача на этом этапе четко понять период возврата инвестиций, раскрыть максимально все скрытие или не учтенные случайно расходы. Опять же, имея под рукой подобную информацию, Вы в конечном случае, сможете играть на конечной стоимости кафе. Относительно оценки трафика можно самостоятельно утро и вечером что-то купить в кафе, а затем на разнице номеров в чеках оценить средний ежедневный оборот кафе.
Сотрудники.
Зачастую в кафе есть сразу несколько учредителей, каждый из которых несет какую - то свою организаторскую или административную работу. В данном случае, нужно понять, можно ли эту работу перенести на сотрудников, нужно ли нанимать дополнительно еще людей. Малый и средний бизнес часто зависит от лояльности наемного персонала. Сотрудники в кафе могут работать по менее выгодным для них финансовым условиям исключительно из-за того, что уважительно относятся к руководителю, разделять его идеи и цели. Смена руководства может привести к значительному увольнению персонала. Решением данной проблемы может стать персональное общение с каждым наемным человек. Необходимо четко согласовать все будущие трудовые условия, понять амбиции сотрудника, минимизировать его недовольство. Очень важно, чтобы команда вся оставалась на месте, ведь покупка бизнеса это в целом переуступка прав аренды в хорошей локации, а также отлаженные все административные и бизнес - процессы. Именно они экономят годы работы, в случае если бы Вы решили открыть с нуля свое собственное кафе.
Бытует мнение, что хороший бизнес никто не продает, но на самом деле это действительно не так. Человек может продавать бизнес по банальной усталости от ответственности, смене места жительства, покупки жилья и так далее. Перед покупкой бизнеса нужно уточнить причины продажи бизнеса и сопоставить их с реальной ситуацией. Вообще покупать можно и убыточный бизнес, все зависит от того, какие Вы ставите перед собой цели. К примеру, развитие сети кафе вполне позволяет покупать менее рентабельный бизнес с целью завоевания наиболее выгодной локации, которую в противном случае пришлось бы искать чуть ли не год. Все относительно. Сопоставляйте свои цели покупки, насколько они выгодны для Вас в выбранном Вами бизнесе и потом принимайте окончательное решение.