На что следует смотреть при покупке автосервиса.
В нашей платформе готового бизнеса публикуется большое количество объявлений о продаже автосервиса. Часто покупатели задают те или иные вопросы текущим собственникам. На основе этой информации, в процессе работы нашей площадки, мы смогли сформировать ряд основных на наш взгляд главные критериев, на которые стоит прежде всего обращать свое внимание перед осуществлением покупки автосервиса.
Локация и помещение.
Бывают случаи что собственник продает свой автосервис по той причине, что заканчивается срок договора аренды, который был изначально подписан без пролонгации и по этой причине высока вероятность значительного роста арендных расходов, которые в принципе нивелируют всю текущую прибыль. Вообще в среднем по статистике, примерно 50% прибыли уходит именно на покрытие стоимости аренды, при сезонном колебании может выходить и на все 100%, что непосредстве и выбивает людей из рынка. При покупке бизнеса нужно детально просмотреть все текущие документы, согласовать встречу с текущим собственником недвижимости и дополнительно оговорить все возникающие вопросы в момент покупки бизнеса. Что касается вопроса локации, то это извечный проблемный момент. Правильно выбранная локация залог успешной работы автосервиса. Очень часто все выгодные расположения уже заняты конкурентами и если в данный момент именно этот заинтересовавший Вас автосервис находится в этой правильной локации, то по факту, покупка бизнеса это именно покупка этой локации и привыкшей к ней клиентской базы.
Финансовая картина.
По информации предпринимателей, которые работает в данной сфере деятельности, средняя рентабельность автосервиса колеблется от 5% до 15%. Основная сложность, как и в любом другом бизнесе, это сформировать устойчивый клиентопоток, подряды. Это возможно только в том случае, если автосервис прикреплен к монобрендовой разборке, имеет специализированное оборудование по конкретной марке, с огромным объемом запчастей. Именно в этом случае происходит рост клиентской базы, так как клиенту очень удобно купить и тут же установить запчасть. В противном случае, автосервис совершенно не приспособлен к работе на длительный срок. Сейчас практически весь бизнес в сфере оказания услуг управляется различными CRM системами, которые позволяют проследить историю работы за несколько лет сразу и тем самым визуально зафиксировать этапы его экономического развития. По объему оборотных финансовых средств связанных с закупкой тех же автозапчастей можно достаточно легко сопоставить заявленную прибыль предприятия, даже если собственник будет скрывать некоторые расходные моменты.
Материальное имущество.
Когда бизнес развивается, то постоянно необходимо докупать какое - либо оборудование и инструменты. Оно очень часто ломается, идут периодически финансовые расходы на поддержку его работоспособности, к примеру, те же самые подъемники. Поэтому перед тем, как начать переходить на обсуждение бизнес сделки необходимо сделать тщательную оценку стоимости материального имущества. Прояснить моменты того, насколько оно изношенное, что необходимо докупать еще и по какой цене. Перечисленное в договоре оборудование и мебель позволит Вам в будущем избежать проблем с тем, что спустя время окажется, что часть мебели вообще принадлежит собственнику арендуемого помещения, а оборудование друзьям и знакомым бывшего собственника, которые решили его забрать. Поэтому для таких случаев в договоре купли - продажи необходимости обязательно внести пункты финансовой ответственности текущего собственника бизнеса. Также следует обратить особое внимание и на отдел запчастей, так как без него любой автосервис в принципе существовать не может.
Сотрудники.
Проанализировать вероятность того, какое количество сотрудников может покинуть автосервис после приобретения, так как бывают ситуации, когда сотрудники работают исключительно из-за того, что сложились хорошие отношения с собственником. В автосервисе должно быть как минимум два слесаря. Если персонал разбежиться, то найти квалифицированного слесаря крайне сложно, так как нет каких либо специализированных курсов для подготовки. Желательно в момент покупки лично встретиться с каждый сотрудником, обсудить будущие условия сотрудничества, заручиться его поддержкой.
Бизнес - процессы.
Покупка бизнеса это в грубой форме переуступка прав аренды и уже хорошие отлаженные бизнес - процессы. Поэтому если с арендой тут более все понятно и изложено выше по пунктам, то относительно бизнес - процессов необходимо достаточно детально вникнуть в их работу. Необходимо четко для себя прояснить какие моменты еще не отлажены и по какой причине, сколько они требует вовлечения дополнительных финансовых средств и времени. Раздут ли вообще состав сотрудников. Ситуация когда Вы выступаете просто как инвестор, приезжая раз в месяц забирая чистую прибыль в данной сфере деятельности практически не существует. Бизнес требует личного в нем участия, понимание специфики, чтобы наиболее эффективно управлять наемным персоналом.