В Воронеже в настоящее время работает около 700 аптек различного формата (киоски, пункты и так далее). При учете того, что в городе проживает около 1 млн жителей, получаем, что в среднем на одну аптеку приходится примерно 1 400 человек. Это довольно низкий показатель количества аптек в Воронеже, так как для сравнения, во многих схожих крупных города России, на одну аптеку приходится около 1 100 жителей города. Если учесть то, что уровень спроса на лекарственные средства везде одинаков, и более, из года в год будет только расти, то фармацевтическому бизнесу есть куда расти еще довольно далеко от насыщения спроса. Если Вы горите идеей открыть свою аптеку в Воронеже и не имеете большого опыта в фармацевтическом бизнесе, то столкнетесь со значительными сложностями, которые продиктованы как множеством регламентируемых норм со стороны государства, так и стандартными вопросам в любом бизнесе, а именно развитием клиентской базы и формированием коллектива сотрудников. Причем вопрос поиска помещения осложнится еще и тем, что нужно будет выполнить ряд требований не только по локации, но и по оформлению. Аптека всегда должна находится на первом этаже в нежилом помещении, с отдельным входом, а стены и полы должны быть сделаны из материала, который необходимо будет обрабатывать влажными и химическими средствами. Нужно также принять во внимание, что аптечный бизнес это тот бизнес, где Вы как собственник не вполне полностью можете полностью управлять своим ценообразованием. Примерно половина лекарств являются жизненно - необходимыми и поэтому для них стоят ограничения по стоимости. Ситуация усугубляется еще и тем, что на многие раскрученные и известные лекарства также сложно установить высокую маржинальность из-за самих производителей. По этой причине, еще до начала открытия своей аптеки в Воронеже нужно четко отработать модели ценообразования и связанными с нею фондом заработной платы. Это является ключевой причиной в лучшем случае значительным снижением валовой прибыли, а в худшем потерей и закрытием бизнеса. Конечно, же как и в любом другим бизнеса, решающую роль имеет локация, важно, чтобы рядом были общественные организации, школы, сады, поликлиники, но как правило, все рентабельные места уже заняты конкурентами либо предприятиями и магазинами из других средств деятельности. Именно поэтому, зачастую проще и выгодней купить уже работающую аптеку, нежели искать и дожидаться появления освободившегося помещения. Как не парадоксально, но даже опытные предприниматели в аптечном бизнесе прежде всего настроены на то, чтобы купить уже работающую аптеку у конкурента, нежели строить весь бизнес с нуля, несмотря на то, что имея опыт можно значительно экономить на финансовых вложениях при старте. Причина всегда одна - это большая экономия времени и нервов. В нашей платформе готового бизнеса постоянно появляются новые объявления на продажу аптеки в том или ином районе Воронежа, которые публикуют как собственники бизнеса, так и бизнес - брокеры, оказывающие услуги поиска и сопровождения бизнес - сделок. Рекомендуем Вам почаще заглядывать в наш сайт, чтобы найти для себя наиболее выгодное и интересное предложение.
На что стоить обращать внимание при покупке аптечного бизнеса.
Наша платформа готового бизнеса не занимается конкретно аптечным бизнесом, но на основе поступающих объявлений о продаже бизнеса, а также сообщений покупателей, мы смогли сформулировать несколько важных на наш взгляд условий и критериев, на основе которых можно более правильно оценивать перспективность и выгодность покупаемой будущей аптеки.
Локация.
При покупке аптеки или аптечного пункта нужно прежде всего обращать свое внимание на расположение. Наиболее удачным является локация в спальных районах с большим количеством многоэтажных домов, либо в максимальной близости от крупных медицинских учреждений (поликлиники, больницы), учебных заведений (школы, университеты), а также станций метро. Аптека должна быть максимально заметна и доступна для клиента в любое время, с отсутствием одностороннего движения. Помещение должно быть на первом этаже с комфортным входом, обязательно с пандусом. По статистике собственников аптечного бизнеса, примерно 50% от прибыли уходить на покрытие стоимости аренды. Нужно уточнить моменты долгосрочности текущей арендной ставки. Внимательно изучить все моменты арендного договора. Удачный вариант арендного договора с возможностью выкупа помещения через несколько лет, тем самым обезопасив себя от того, что текущий собственник помещения попросту не расторгнет с Вами договор с последующим открытием своей аптеки на основе сформированного уже Вами клиентского потока. Также необходимо у текущего собственника аптеки запросить все документы по арендуемому помещению, план БТИ, свидетельство собственности арендодателя.
Соответствие законодательным техническим / санитарным нормам и лицензиям
В аптеке должен быть отдельный зал, комната для персонала, а также помещение с холодильниками для хранения лекарственных препаратов. Желательно, чтобы была возможность расширения помещения с целью последующего открытия своего внутриаптечного производства.
Персонал.
Среди сотрудников обязательно должен быть провизор. Кстати от того, где располагается Ваше аптека будет зависит и успех поиска / найма новых будущих сотрудников.
Поставщики.
Нужно происследовать ассортимент закупочных лекарств у поставщиков (как часто, в каких объемах, насколько хорошо проработана матрица ходовых товаров, каков формат работы - премиальная аптека или дискаунтер). Оценить степень надежности взаимоотношения с поставщиками, возможности развития скидочных схем взаимоотношения.
Оборудование.
Нужно тщательно обратить свое внимание на оборудование, на сколько оно изношено, требуется ли докупать дополнительное, и главное, находится ли это оборудование вообще в собственности текущего владельца бизнеса.
Покупатели.
Для того, чтобы более точно понять поток покупателей можно сделать дополнительно свои небольшие исследования. В частности, зайти в аптеку с утра, купив произвольное дешевое лекарство, затем зайти в эту же аптеку вечером, снова приобрести товар. На основе кассовых чеков можно предположить насколько точно указанный оборот аптеки совпадает с текущим. Можно просто в течении недели приезжать в разное время суток дня и сделать примерную оценку количество проходящих мимо аптеки людей. В большинстве своем это должны быть женщины от 30 до 60 лет. Женщина обычно покупает лекарство сразу для всей семьи, а также она может быть заинтересована в покупке какой либо косметики и средств гигиены.
Финансы и экономика
Необходимо перепроверить, занималась ли текущая компания, продающая аптеку, другими видами деятельности, были ли какие судебные процессы, нет ли каких либо долгов, иначе после покупки аптеки Вы фактически купите еще и проблемы. Существуют различные фармацевтические сообщества, среди них можно получить более точную и достоверную информацию о продаваемой аптеке. Дополнительную информацию можно также получить через поставщиков, в которых тоже аккумулируется информация о заинтересовавшей Вас аптеке. Практически все аптеки работают сейчас через какое либо программное обеспечение и поэтому можно запросить у собственника развернутый товарный отчет.
Основные источники перепроверки финансовых показателей:
- Выписка с расчетного счета, подтверждающая банком.
- Система учета клиентов (CRM система).
- Бухгалтерская отчетность.
- Онлайн-касса со всеми операциями + чеки с транзакциями.
- Накладные и договора от поставщиков.
- Внутренний учет.
При просмотре валового дохода (товарооборота) необходимо вычесть все расходы которые несет аптека (аренда, охрана, заработная плата, вывоз мусора и так далее). Особое внимание обратите на товарный запас, он должен быть быстро оборачиваемым. В противном случае, деньги не смогут быстро возвращаться в оборот. В ассортименте должен быть от 5 до 10 тысяч, при это конечно же нужно учесть локацию, так как в селах оно значительно ниже.
На наш взгляд наиболее оптимальная выгодная цена готовой аптеки должна находится на уровне месячного оборота.