Во второй столице нашей родины Санкт-Петербурге сейчас работает более 2 000 аптек различного формата, такие как аптечные киоски, пункты, магазины. Есть одна заметная особенность в Санкт-Петербурге в том, что если поделить общее официальное число жителей города (5 млн 300 тысяч) на общее число работающих аптек, то получим, что на одну аптеку приходится более 2 500 петербуржцев. Это очень высокий показатель, так как в среднем по стране на каждую аптеку приходится от 1 100 до 1 500 человек. С чем это связано пока не ясно, но тем не менее, спрос на лекарственные средства везде одинаков и более того, сейчас он значительно развивается за счет продажи сопутствующих товаров. Если Вы планируете открыть самостоятельно свою собственную аптеку в Санкт-Петербурге, то нужно быть готовым к большим финансовым вложениям, так как сам по себе фармацевтический бизнес имеет много регламентирующих поправок со стороны государства. Регламенты касаются и относительно ценообразования на лекарства, практически около половины всех лекарств находятся в категории как жизненно необходимые и поэтому их цена регулируется государством. Да и сами по себе лекарства которые продаются под раскрученными брендами имеет под собой тенденцию к минимизации маржинальности. Есть также моменты касающиеся выбора помещения, которое должно быть обязательно на первом этаже и с отдельным входом, а также то, что если Вы открывает аптеку под ИП, то требуется диплом провизора или фармацевта. Но на самом деле это все организационные вопросы, основная боль для новой аптеки это привлечение посетителей, которые еще не привыкли к её расположению. Еще перед самым стартом открытия своей аптеки необходимо четко продумать маркетинговую стратегию, относительно этого будет строится и Ваш формат работы. Есть основные стандартные подходы для решения этого вопроса, именно, для того, чтобы стать заметней для посетителей среди конкурентов необходимо сформировать своё уникальное торговое предложение. К примеру, спортивное питание, имеющее более интересное ценовое предложение. Отнестись крайне критически к своему наружному оформлению, оно должно максимально привлекать внимание, где окрас и будет Ваше уникальное торговое предложение. Также, как это не удивительно, продолжает работать также и раздача листовок у выхода метро или крупных торговых центров. Дополнительно ведете активную деятельность и в социальных сетях, для этого создаете свою группу и привлекаете в неё жителей Вашего района. Вообще сложность в новой аптеке именно в том, что она требует огромного времени на свою раскрутку, не учитывая еще и того времени которое тратилось на её открытие и поиска помещения, а также найма сотрудников. Есть большая вероятность не успеть выйти на прибыль, покрывающую операционные расходы. Именно поэтому, многие предприниматели предпочитают покупать уже готовую аптеку, даже те, кто уже имеет несколько своих аптек. Основная причина это минимизация потери времени, а также рисков банкротства, так как покупая работающую аптеку Вы уже получаете проверенную финансовую картину. Если Вы планируете купить аптеку в Санкт-Петербурге, то посещайте наш сайт почаще, чтобы найти для себя наиболее интересное предложение. В нашем сайте постоянно появляются новые объявления на продажу фармацевтического бизнеса как от собственников бизнеса, так и бизнес - брокеров.
На что стоить обращать внимание при покупке аптечного бизнеса.
Наша платформа готового бизнеса не занимается конкретно аптечным бизнесом, но на основе поступающих объявлений о продаже бизнеса, а также сообщений покупателей, мы смогли сформулировать несколько важных на наш взгляд условий и критериев, на основе которых можно более правильно оценивать перспективность и выгодность покупаемой будущей аптеки.
Локация.
При покупке аптеки или аптечного пункта нужно прежде всего обращать свое внимание на расположение. Наиболее удачным является локация в спальных районах с большим количеством многоэтажных домов, либо в максимальной близости от крупных медицинских учреждений (поликлиники, больницы), учебных заведений (школы, университеты), а также станций метро. Аптека должна быть максимально заметна и доступна для клиента в любое время, с отсутствием одностороннего движения. Помещение должно быть на первом этаже с комфортным входом, обязательно с пандусом. По статистике собственников аптечного бизнеса, примерно 50% от прибыли уходить на покрытие стоимости аренды. Нужно уточнить моменты долгосрочности текущей арендной ставки. Внимательно изучить все моменты арендного договора. Удачный вариант арендного договора с возможностью выкупа помещения через несколько лет, тем самым обезопасив себя от того, что текущий собственник помещения попросту не расторгнет с Вами договор с последующим открытием своей аптеки на основе сформированного уже Вами клиентского потока. Также необходимо у текущего собственника аптеки запросить все документы по арендуемому помещению, план БТИ, свидетельство собственности арендодателя.
Соответствие законодательным техническим / санитарным нормам и лицензиям
В аптеке должен быть отдельный зал, комната для персонала, а также помещение с холодильниками для хранения лекарственных препаратов. Желательно, чтобы была возможность расширения помещения с целью последующего открытия своего внутриаптечного производства.
Персонал.
Среди сотрудников обязательно должен быть провизор. Кстати от того, где располагается Ваше аптека будет зависит и успех поиска / найма новых будущих сотрудников.
Поставщики.
Нужно происследовать ассортимент закупочных лекарств у поставщиков (как часто, в каких объемах, насколько хорошо проработана матрица ходовых товаров, каков формат работы - премиальная аптека или дискаунтер). Оценить степень надежности взаимоотношения с поставщиками, возможности развития скидочных схем взаимоотношения.
Оборудование.
Нужно тщательно обратить свое внимание на оборудование, на сколько оно изношено, требуется ли докупать дополнительное, и главное, находится ли это оборудование вообще в собственности текущего владельца бизнеса.
Покупатели.
Для того, чтобы более точно понять поток покупателей можно сделать дополнительно свои небольшие исследования. В частности, зайти в аптеку с утра, купив произвольное дешевое лекарство, затем зайти в эту же аптеку вечером, снова приобрести товар. На основе кассовых чеков можно предположить насколько точно указанный оборот аптеки совпадает с текущим. Можно просто в течении недели приезжать в разное время суток дня и сделать примерную оценку количество проходящих мимо аптеки людей. В большинстве своем это должны быть женщины от 30 до 60 лет. Женщина обычно покупает лекарство сразу для всей семьи, а также она может быть заинтересована в покупке какой либо косметики и средств гигиены.
Финансы и экономика
Необходимо перепроверить, занималась ли текущая компания, продающая аптеку, другими видами деятельности, были ли какие судебные процессы, нет ли каких либо долгов, иначе после покупки аптеки Вы фактически купите еще и проблемы. Существуют различные фармацевтические сообщества, среди них можно получить более точную и достоверную информацию о продаваемой аптеке. Дополнительную информацию можно также получить через поставщиков, в которых тоже аккумулируется информация о заинтересовавшей Вас аптеке. Практически все аптеки работают сейчас через какое либо программное обеспечение и поэтому можно запросить у собственника развернутый товарный отчет.
Основные источники перепроверки финансовых показателей:
- Выписка с расчетного счета, подтверждающая банком.
- Система учета клиентов (CRM система).
- Бухгалтерская отчетность.
- Онлайн-касса со всеми операциями + чеки с транзакциями.
- Накладные и договора от поставщиков.
- Внутренний учет.
При просмотре валового дохода (товарооборота) необходимо вычесть все расходы которые несет аптека (аренда, охрана, заработная плата, вывоз мусора и так далее). Особое внимание обратите на товарный запас, он должен быть быстро оборачиваемым. В противном случае, деньги не смогут быстро возвращаться в оборот. В ассортименте должен быть от 5 до 10 тысяч, при это конечно же нужно учесть локацию, так как в селах оно значительно ниже.
На наш взгляд наиболее оптимальная выгодная цена готовой аптеки должна находится на уровне месячного оборота.